Начиная с 1960 года звезда хоррора Винсент Прайс стал постоянной звездой студии American International Pictures, которая славилась тем, что снимала коммерчески выгодные фильмы при минимальном бюджете и минимальных сроках. Их фильмы были расчитаны преимущественно на подростковую аудиторию. Их показывали по два за сеанс, в так называемых Drive-in’ах – кинотеатрах под открытым небом.
Главным продюсером и режиссёром студии AIP был Роджер Корман, которого называли «Королём фильмов категории «Б». Он был известен тем, что снимал фильмы с небольшим бюджетом и в сжатые сроки.
Снимая в 1950-х фильмы в различных жанрах (предпочтительно - дешевую черно-белую фантастику), Корман делает неожиданный поворот в своей карьере, от которого зависел его дальнейший огромный успех. Прежде Корман снимал два фильма бок о бок по 100 000 долларов каждый, которые также показывали по два за сеанс. Но к 1960 году ему надоела эта формула и он решает снять один фильм за 200 000, потратив столько же дней на съемки, сколько ранее тратил на съемки 2 фильмов. И тогда он принимает решение снять экранизацию повести Эдгара Аллана По – «Падение дома Ашеров». Корман был с детства большим поклонником произведений великого американского писателя.
Он попросил написать сценарий писателя Ричарда Мэтисона (наиболее известного по пост-апокалиптическому роману - "Я - легенда"), который тоже с большим приоритетом относился к произведениям По и с радостью взялся за работу.
Винсент Прайс исполнил главную роль Родерика Ашера. Он был просто идеальной кандидатурой на роли персонажей Эдгара По.
Игра Винсента Прайса непревзойдённая. Он гениально сыграл Родерика Ашера, передав в точности всю утончённость, ранимость и безумие своего персонажа.
В результате получился захватывающий, восхитительный фильм с очень красочными готическими декорациями.
Сам сюжет во многом отличается от оригинального рассказа. В данной киноверсии весь акцент поставлен на любовном романе между главным героем и сестрой Родерика Ашера – Мэделин. Подобной сюжетной линии в рассказе не было, но это придало фильму ещё большую интригу.
Начальная сцена фильма задаёт нужный настрой, вводя зрителя в красочный мир готики и тёмной романтики.
Корман умело использовал наличие цветной пленки: удивительные готические пейзажи завораживают своей мрачной красотой, декорации мастерски выстроены. Каждый кадр фильма пропитан готикой и выглядит, словно потрясающее полотно, созданное гениальным художником.
В картине присутствуют все составляющие классической готики: мрачное поместье, окутанное туманом, склепы, покрытые паутиной, раскаты грома в ночи, сумрачные ландшафты, смесь любви и смерти и гнетущая атмосфера.
Некоторые художественные приёмы, такие как игра теней и искажение реальности посредством видений безумца, во многом отсылают к фильмам эпохи немецкого экспрессионизма, которыми Корман неоднократно вдохновлялся.
Фильм имел огромный успех и не выходил из проката на протяжении нескольких месяцев.
«Дом Ашеров» создал Корману хорошую репутацию, и о нём заговорили в Голливуде.
В результате Корман снял цикл из 8 фильмов по Эдгару По с Прайсом в главной роли (не сыгравшем лишь в одном фильме из всего цикла). Этот цикл стал уже легендарным.
Следующим фильмом данного цикла стал «Колодец и маятник».
Оригинальный рассказ весьма короткий, поэтому Мэтисон написал некую предысторию к событиям, описанных в произведении По.
В фильме, как и в большинстве рассказов По, речь шла о таинственной болезни, и умирающей от неё прекрасной женщины. Действия происходят в 16 веке в Испании. Как и в большинстве фильмов цикла, «Колодец и маятник» начинается с впечатляющей сцены, в которой главный герой прибывает в загадочное поместье и вовлекается в пучину страшных событий, связанных с родовым проклятием и таинственной болезнью.
«Колодец и маятник» получился несколько слабее «Дома Ашеров», но в нём всё равно множество красочных декораций, необычная цветовая гамма, впечатляющий финал, и, конечно же - удивительная игра Винсента Прайса.
В фильме есть примечательная сцена, в которой показан труп невесты главного героя, лежащий в гробу, застывший с ужасающим выражением на лице, в момент попытки вырваться наружу, будучи заживо похороненным. Сам "король ужаса" Стивен Кинг признал эту сцену, как одну из самых страшных в истории фильмов ужасов.
Во время съёмок следующего фильма серии - «Преждевременные похороны», у Кормана возникли финансовые разногласия с AIP, и он решил снять его сам при финансовой поддержке студии Pathe. По этой причине Винсент Прайс не смог участвовать на съёмках, поскольку был связан контрактом с AIP. В результате Корман пригласил другого знаменитого голливудского актёра на главную роль – Рэя Милланда. Однако в первый же день съемок Джеймс Николсон и Сэмюэл Аркофф сообщили Корману, что он снимает фильм для AIP, поскольку они пригрозили Pathe потерей работы, если те не перенаправят фильм обратно к ним.
Главный герой фильма - художник Гай Карелл. У него есть навязчивый страх – быть похороненным заживо, как это произошло с его отцом. Его возлюбленная пытается сделать всё возможное, чтобы он избавился от этих страхов. Она просит его жениться на ней. Надеясь, что в жизни с любимой, Гай избавиться от своих страхов, он соглашается. Но через некоторое время после женитьбы его продолжают преследовать навязчивые страхи. У него начинаются видения о том, как его хоронят заживо. Он запирается в склепе, который сам соорудил, и создаёт там всевозможные приспособления на случай преждевременного погребения. Но в результате всё происходит не так, как он ожидал…
Финал фильма имеет неожиданную развязку. На время съёмок именно этого фильма Корман впервые сотрудничал с Френсисом Фордом Копполой, который был тогда у него режиссёром по диалогам.
«Преждевременные похороны» получился, в каком-то роде, ещё более мрачным и драматичным, чем предшествующие фильмы цикла.
Рэй Милланд прекрасно сыграл свою роль, передав в точности весь драматизм, ужас и страхи своего персонажа.
Следующим обращением Кормана к творчеству Эдгара По стал фильм – альманах, основанный сразу на 3 рассказах – «Истории ужаса» (1962).
К Прайсу в актёрский состав добавились такие ветераны жанра, как Питер Лорре и Бэзил Рэтбоун. Прайс сыграл во всех трёх историях, проявив, таким образом, свой разносторонний актёрский талант. Как и прежде, сюжеты оригинальных рассказов По были во многом изменены и приправлены дополнительными интригами.
В первой истории - «Морелла» - молодая девушка Ленора приезжает в поместье своего отца, которого она не видела с детства. Но увидев Ленору, её отец нисколько ни рад её приезду и приказывает ей уйти. К тому же, он очень много пьёт. Как оказалось, мать Леноры умерла при родах, и теперь отец винит её в смерти любимой жены. Но его гнев сменяется на милость, когда он узнаёт, что Ленора тяжело больна. Однако неспокойный дух умершей матери начинает досаждать Леноре…
Вторая история - «Чёрный кот» - является комедией. Благодаря необычной внешности Питера Лорре и его особенной манере говорить, у фильма появился комичный оттенок.
Лорре играет пьяницу Монтрезора, который постоянно просит у жены денег на выпивку и плохо с ней обращается. Один раз он попадает на съезд виноторговцев, где собрались профессиональные дегустаторы вин. Он начинает соревноваться с Фортунато Лукрези, который считается лучшим в своем деле. Лукрези ведёт совсем опьяневшего Монтрезора к нему домой. Там Лукрези знакомится с его женой, и они становятся любовниками. Монтрезор лишь со временем догадывается, что к чему...
Третья история - «Случай с мистером Вальдемаром». Бэзил Рэтбоун играет гипнотизёра по имени Кармайкл. Он проводит сеансы гипнотерапии для мистера Вальдемара, у которого опухоль мозга. Цель этих сеансов – ослабить мучающую Вальдемара страшную боль. Помимо этого, Кармайкл попросил у Вальдемара позволения для эксперимента – загипнотизировать его в момент смерти, с целью узнать, что происходит с человеком после смерти. Помимо заинтересованности в эксперименте, Кармайкл влюблён в жену Вальдемара...
«Истории ужасов» - один из лучших фильмов цикла. Все 3 ветерана хоррора блестяще сыграли свои роли. Их великолепная игра просто завораживает.
Это первый фильм цикла, в котором присутствуют комедийные элементы. Питер Лорре много импровизировал во время съёмок, и большая часть шуток, который он выдавал в фильме, придуманы им самим.
Продолжая смешивать дух произведений По с комедийными элементами, Корман снял потрясающую комедию «Ворон» (1963).
К Винсенту Прайсу и Питеру Лорре присоединился Борис Карлофф. Одну из ролей также сыграл молодой Джек Николсон.
Действия происходят в 15 веке. Волшебник Эразмус скорбит по умершей жене в своём доме. Вдруг к нему залетает черный ворон. На удивление Эразмуса ворон заговорил человеческим голосом и попросил налить ему стакан вина. Ошеломлённый Эразмус выполняет просьбу ворона и наливает ему вина, которое тот с жадностью поглощает. После этого ворон просит вернуть ему человеческий облик. Выясняется, что ворон – на самом деле знакомый маг Эразмуса – Бедлоу, и в ворона его превратил их злейшиг враг – маг по имени Скарабус, которого Бедлоу вызвал на магическую дуэль, будучи не трезвым...
«Ворон» - изумительная, искрящаяся комедия с элементами сказки, в которой ветераны ужасов комично обыграли свои же образы. Как и в «Истории ужасов», лучшим комичным персонажем получился Питер Лорре, от которого исходили потрясающие шутки.
Винсент Прайс тоже был не прочь повеселиться. В то время как Борис Карлофф был более серьёзным, чем его коллеги.
Продолжая снимать цикл фильмов по Эдгару По, Корман решает взять за основу произведение другого великого писателя ужасов – Говарда Филиппса Лавкрафта – «Случай Чарльза Декстера Уорда». А название для фильма Корман позаимствовал из поэмы По – «Заколдованный замок» (данная поэма присутствует в оригинальном рассказе «Падение дома Ашеров»). Несмотря на сюжет, навеянный Лавкрафтом, фильм всё равно позиционировали, как экранизацию По.
Корман был первым режиссёром, который экранизировал Лавкрафта.
Действия происходят в 1765 году в городе Аркхем. Местные жители до смерти напуганы деяниями загадочного жителя городка – Джозефа Кервина. Они считают его злым колдуном. В одну грозовую ночь в поместье Кервина приходит молодая девушка. Кажется, что она находится под его гипнозом и полностью ему подчиняется. Выследив девушку, и осознав, что она находится под его чарами, жители города связывают Кервина и сжигают заживо. Перед смертью Джозеф им всем клянётся, что он ещё отомстит, и проклятие падёт на весь их род.
Проходит 110 лет. В Аркхем вместе с женой приезжает дальний потомок Кервина – Чарльз Декстер Уорд с намерением остаться жить в родовом замке своего предка. Местные жители предоставляют ему холодный приём. Прибыв в замок, их встречает слуга, которого они не ожидали увидеть. Сам замок выглядит очень мрачно. Уорд решает, что на следующий день они с женой покинут это место. Но в Уорде происходят странные перемены, когда он начинает смотреть на портрет своего зловещего предка…
«Заколдованный замок» - наиболее мрачный и гнетущий фильм из всего цикла. Корман использовал приглушённый свет, что придало фильму особый мрачный оттенок.
Прайс блестяще исполнил роли Уорда и Кервина. Ему удалось очень тонко показать грань между положительным и отрицательным персонажем в одном лице.
На этот раз актёрский состав пополнился еще одной бывшей звездой хоррора студии Universal - Лоном Чейни, который испытывал тогда карьерные трудности. В этом фильме Чейни выглядит несколько помятым и располневшим, что было следствием его проблем с алкоголизмом. Но свою роль Чейни прекрасно сыграл. Изначально его роль была написана для Бориса Карлоффа, но он не смог участвовать по причине болезни.
Дополнительные диалоги к фильму написал Френсис Форд Коппола.
Следующий фильм из цикла фильмов по Эдгару По стал самым красочным и завораживающим– «Маска красной смерти».
Для съёмок данного фильма Корман отправился в Англию, поскольку там было дешевле снимать, т. к. в Англии не приходилось строить декорации готических замков — всё можно было снимать на натуре.
Действия происходят в Средневековой Европе. Повсюду свирепствует чума, которую местные жители назвали «красной смертью». В одну из местных деревень приезжает зловещий принц Просперо. В своем замке он предоставляет убежище одной из жительниц деревни - Франческе, отца и возлюбленного которой он держит в заточении. Просперо собирает всех тех, кого он приютил в своём замке и сообщает о том, что вскоре будет костюмированный бал в честь победы над Красной Смертью, от которой он их спас.
Финал фильма, как и финал рассказа По, непредсказуем. Однако неожиданная развязка в адаптации Кормана отличается от оригинальной.
Картина снята очень зрелищно. В ней множество красивых декораций, особенно – в сцене костюмированного бала. По словам Кормана, на съёмках именно этого фильма в его распоряжении были самые лучшие декорации.
Помимо оригинального рассказа Эдгара По, у фильма есть немало общего с шедевром Ингмара Бергмана – «Седьмая печать» - по части как сюжета, так и визуальных отсылок.
Винсент Прайс идеально сыграл зловещего средневекового принца, в котором , казалось, уже не осталось ничего человеческого. Но, даже не смотря на всю бесчеловечность Просперо, игра Прайса придала его персонажу особую утончённость.
Последним обращением Кормана к творчеству Эдгара По стал фильм «Гробница Лигейи».
Это был, пожалуй, самый слабый фильм из всего цикла. Он получился несколько клишированным, повторяющим множество сюжетных ходов из предыдущих фильмов.
Но сам фильм снят очень красиво, а английские натурные съёмки придали ему особый шарм.
Специально для съёмок Винсент Прайс накладывал на себя побольше грима, чтобы выглядеть моложе, поскольку так было нужно для его персонажа.
Помимо Кормана, в 1960-х для AIP снял несколько тематически схожих фильмов еще один ветеран жанра – Жак Турнёр. Его последним фильмом для студии стал «Город в море» (1965), основанном на одноимённой поэме Эдгара По.
В фильме речь идёт о некоем городе в глубине моря, в котором обитают бессмертные люди-рыбы. Их капитан даёт им поручение похитить земную девушку, которая напоминает ему о его умершей возлюбленной. По их следам идут друзья девушки. Им предстоит пройти через множество опасностей, прежде чем спасти ее.
Помимо одноимённой поэмы Эдгара По, в фильме присутствует явное влияние произведений Говарда Лавкрафта. В особенности – «Дагон», в котором, как и в большинстве его рассказов, речь шла о монстрах со дна океана.
«Город в море» оказался последним фильмом Жака Турнёра, и послужил окончанием цикла фильмов по Эдгару По.